Из воспоминаний о войне — к 22 июня

22 июня 1941-го из памяти не вычеркнуть. Уходят из жизни ветераны. Но остаёмся мы — потомки. Наши дети, дети детей.
И с ними продолжает жить наша историческая память. Память на агрессию и на восстановление. Ведь при любых стечениях обстоятельств агрессивное разрушающее действие включено в систему с другими, но созидающими начинаниями. Жизнь-то продолжается. И наша память один из стимулов жить.
Не надо её стирать. Пусть напоминает о прошедшем, пусть будоражит совесть. Пусть заставляет думать, изучать, сопоставлять, извлекать уроки.

Знаю, уверена, не сомневаюсь: из поколения в поколение знание о прошедшем военном вторжении агрессора на нашу территорию так или иначе будет по разным поводам воспроизводиться. Вот и сегодня, 22 июня 2016-го, спустя 75 лет, память вернула к одному из многих незабываемых эпизодов войны 1941-го.

Из окна двухэтажного дома немцы выбрасывают вещи, книги, мебель, кухонную утварь. А с ними на землю падают игрушки. Наверное, и кукла была среди них. Но не помню. Мне было годика три. Я стою с другими детишками недалеко от этой свалки. Хорошо запомнился момент, когда кто-то из нас попытался поднять игрушку и немец отогнал ребёнка прочь.
Детские игрушки стали ненужным хламом.

Мы стоим, сбившись в кучку, с другой стороны немцы и эта груда вещей с игрушкой на земле.

Минск. Лето. Год 1941-1942-ой. Может быть, 1943-ый. Немцы себе жилище выбирали надолго. Думали, что будут жить в нём не один год, и не два.

Продолжение будет.
С уважением — Лариса Чернявская

Добавить комментарий