Пастернака эмоции в позии (фрагмент)

О Пастернака эмоциях в его поэзии не так-то и просто писать. Попробуй определи, где эмоции, а где чувства. О разума включении особый разговор.

Эмоциям место там, где разум по не всегда понятным причинам молчит. Думается так. Разум потом подключится.
И не будем забывать, что Пастернак не просто поэт, он ещё и философ, и музыкант, и писатель, гражданин, личность. И ещё человек с изначально развитым познавательным интересом ко всему сущему. Послушайся он советов профессора Эдинбургского университета, сколько открытий научных он мог бы сделать. Но вот же, поэзию предпочёл всему остальному в начале своего жизненного пути.

В его поэзии эмоциям просторнее. И неостывшим чувствам поэзия его даёт выход. Но и роль слов какая. С их помощью, когда они в определённом сочетании, со своей, от Пастернака, конфигурацией- да ещё звучат!- чувства возвращаются!

МАРБУРГ

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.

Желтел, облака пожирая песок.
Предгрозье играло бровями кустарника,
И небо спекалось, упав на кусок
Кровоостанавливающей арники.

Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм.
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.

Что будет со мною, старинные плиты?

1916, 1928

РАЗРЫВ

О ангел залгавшийся, сразу бы, сразу б,
И я б опоил тебя чистой печалью!
Но так — я не смею, но так — зуб за зуб!
О скорбь, заражённая ложью вначале,
О горе, о горе в проказе!

О ангел залгавшийся, — нет, не смертельно
Страданье, что сердце, что сердце в экземе!
Но что же ты душу болезнью нательной
Даришь на прощанье? Зачем же бесцельно
Целуешь, как капли дождя, и как время,
Смеясь, убиваешь, за всех, перед всеми!

Помешай мне, попробуй. Приди, покусись потушить
Этот приступ печали, гремящей сегодня, как ртуть
в пустоте Торичелли.
Воспрети, помешательство, мне, — о, приди, посягни!
Помешай мне шуметь о тебе! Не стыдись, мы — одни.
О, туши ж! о туши! Горячее!

На мессе б со сводов посыпалась стенопись,
Потрясшись игрой на губах Себастьяна.
Но с нынешней ночи во всём моя ненависть
Растянутость видит, и жаль, что хлыста нет.

Мой друг, мой нежный, о, точь- в — точь, как ночью,
в перелёте с Бергена на полюс,
Валящим снегом с ног гагар сносимый жаркий пух,
Клянусь, о нежный мой, клянусь, я не неволюсь,
Когда я говорю тебе — забудь, усни, мой друг.
Когда, как труп затёртого до самых труб норвежца,
В виденьи зим, не движущих заиндевелых матч,
Ношусь в сполохах глаз твоих шутливым — спи, утешься,
До свадьбы заживёт, мой друг, угомонись, не плачь.

Когда, совсем как север вне последних поселений,
Украдкой от арктических и неусыпных льдин,
Полночным куполом полощущий глаза слепых тюленей,
Я говорю — не три их, спи, забудь: всё вздор один.

Не хлопьями! Руками крой! — Достанет!
О, десять пальцев муки с бороздой
Крещенских звёзд, как знаков опозданья
В пургу на север шедших поездов!

Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвёт, подкосит этот бред.
Ты скажешь: — милый! -Нет, — вскричу я, — нет!
При музыке?! — Но можно ли быть ближе,

Чем в полутьме, аккорды, как дневник,
Меча в камин комплектами, погодно?
О, пониманье дивное, кивни,
Кивни, и изумишься! — ты свободна.

Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно — что жилы отворить.

1919

И моё P.S. Перепечатано с сокращениями — пропущенное точками обозначено.
Борис Пастернак
Сочинения в двух томах
том 1
стихотворения
Тула «Филин» 1993

И ещё моё P.S. Представляется важным: Статья ещё и к вопросу о воспитании и образовании. Каким ему, воспитанию и образованию, быть. Что воспитывает.

Продолжение будет
С уважением — Лариса Чернявская

Добавить комментарий